+380 (44) 223-4325

Киев, ул. Добрынинская (Резервная), 8в

Святые мученики

Опубликовано: 31.01.2016

Alfa_147_2.0_Selespeed_500-

Когда-то, в эпоху дизозавров и почти полного господства атмосферных двигателей, инженеры задумались: можно ли предоставить покупателю коробку передач, которая обладала бы «спокойствием» автоматической трансмиссии – т.е. не требовала переключать каждую передачу вручную – и при этом делала бы это без задержек, свойственных тем доисторическим «автоматам»?

Так появились роботизированные трансмиссии.

Часть из них оснащено двумя сцеплениями (т.н. преселективные коробки передач), что позволяет переключать передачи без разрыва в передаче крутящего момента на колеса – а значит, и ощутимо улучшить разгонную динамику. Самые известные – это DSG от Volkswagen (видоизмененный вариант ставит на своим модели Audi под названием S-Tronic), а, например, у Mercedes коробка с двумя сцеплениями называется Speedshift. Другая часть роботизированных трансмиссий представляет собой механическую коробку передач, переключения в которой производит специально разработанный для этого блок (т.н. секвентальные коробки передач). У секвентальных коробок привод переключения передач может быть гидравлическим (более распространен) или электрическим.

В любом случае за работу коробки отвечает электронный блок, управляющий разными исполнительными механизмами – и кроме возможности переключать передачи вручную (но без выжима сцепления – такой педали у машин с «роботами» нет в принципе), владелец автомобиля с роботизированной коробкой может включить автоматический режим.

Естественно, модификации автомобилей с такими трансмиссиями стоят дороже, чем версии с чисто механической коробкой передач – но все равно дешевле, чем если бы ту же 2-литровую машину Вам предложили купить с полноценной автоматической трасмиссией.

Однако, чудес не бывает: если вместо регулярного нажатия на педаль сцепления и движения рукой рычагом КПП переключение за Вас осуществляет дополнительный механизм – этот механизм в обмен на то же удобство в пробках усложняет общее устройство трансмиссии. И этот дополнительный механизм необходимо грамотно обслуживать.

 

 

Selespeed

 

 

Для общего представления о том, как устроена роботизированная трансмиссия с гидроприводом, мы приводим схему устройства одной из наиболее распространенных систем – Selespeed:

1 – блок управления коробкой передач

2 – актуатор системы

3 – блок управления двигателем

4 – реле насоса

5 – приборная панель

6 – лепестки переключения передач

7 – лепестки переключения передач

8 – селектор переключения передач

9 – кнопка переключения режимов работы

10 – педаль газа

11 – педаль тормоза

 

 

Отсюда – распространенная «страшилка» о том, что модели с «роботом» отличаются капризностью и доставляют массу головной боли в эксплуатации (про коробку SMG у BMW – аналог Selespeed от Alfa Romeo – можно узнать много интересного, как и о 7-ступенчатом DSG от Volkswagen). Ведь пока созданный очень неглупыми инженерами механизм работает исправно – машина вызывает восторг, но стоит только проявиться особенностям нашей эксплуатации, как «робот» оказывается виноват во всех бедах. Беузсловно, сказывается более сложное по сравнению с «механикой» устройство, но и грязь на дорогах примерно 7 месяцев в году не может не оказывать непосредственного влияния на исполнительные механизмы техники, которая в исправном состоянии так радует Вас в пробках и при резвых стартах!

Отдельный «привет» – тем криворуким садистам, которые лезут в машину, не имея ни нужных для этого знаний, ни оснастки для ремонта. В результате их «хирургического вмешательства» и, естетсвенно, повторившейся в скором времени поломки (часто – с уже совсем другим порядком затрат на ремонт) машина с «роботом» приобретает репутацию капризной и ненадежной, а те, кто приобрел версию с «роботом», оказываются в роли «святых мучеников», страдая просто за то, что необходимость передвижения по делам каждый день никуда не исчезла.

 

С FIAT Grande Punto, о котором пойдет речь дальше, приключилась классическая история: 1.4-литровый 8-клапанный мотор исправно выполнял возложенные на него обязанности, пока в какой-то момент роботизированная КПП Dualogic не попросилась на обслуживание.

И так уж вышло, что владелец машины, потеряв визитку с телефоном Ital Service, обратился с возникшей проблемой к тем самым криворуким садистам. Доказательства издевательства над машиной обнаружились тогда, когда повторный отказ все же привел владельца на Ital Service.

Итак, «симптомы болезни» машины проявлялись традиционно для «роботов», которым необходимо техническое обслуживание: бортовой компьютер выдавал ошибки по коробке передач, а автоматический режим не работал вовсе.

«Приключения» начались сразу же, прямо во время первичной диагностики машины: попытки переключения передач привели к тому, что под машиной возникла лужа. Как выяснилось, лужа технической жидкости из системы трансмиссии.

Приступив к более детальному осмотру «пациента», выяснилось, к примеру, что криворукие садисты, дорвавшиеся до этого Grande Punto перед нами, установили магистраль высокого давления вверх ногами, выгнув ее на свое усмотрение:

Dualogic_repair_500-

 

 

А «для обратки» не придумали ничего лучше, чем использовать капельницу вместо специального шланга:

 

 

Dualogic_repair_500-_2

 

Кстати, помимо самодеятельности с капельницей сам штуцер, к которому ее подсоединили, был обломан и на штатное место установили «нечто, подходящее по размеру» – но именно «похожее»: внутренний диаметр установленной пластиковой трубки получился 2,5 мм вместо положенных 5 мм, что уменьшило пропускную способность магистрали в 2 раза.

 

Dualogic_repair_500-_3

 

Сама капельница при нагреве естественно деформировалась, что в итоге привело к ее срыву со штуцера.

Если в ходе первичного осмотра выявляются такие чудеса, можно гарантировать: дальше будет только «интереснее». Так и получилось: диагностика выявила выход из строя гидроблока трансмиссии. Что, в принципе, и неудивительно, поскольку фильтр тонкой очистки гидроблока, который способен улавливать частицы размером 150 микрон, был забит – это мешало нормальному проходу рабочей жидкости системы по магистрали высокого давления в гидроблок. При этом ни одно уплотнительное кольцо на клапанах не было заменено на новое, да и манжеты в цилиндре сцепления и включении передач тоже не менялись. Смазка, которая должна быть на входе штока сцепления в цилиндр сцепления, естественно тоже отсутствовала (на фото ниже), хотя она необходима для того, что бы работа пары шток-поршень сцепления не происходила «на сухую» – это напрямую влияет на его выход из строя:

 

 

Dualogic_repair_500-_5

 

Dualogic_repair_500-_6

Еще пример: сравните толщину уплотнителей электромагнитного клапана.  Черный – новый, такой, как должен быть установлен, а зеленый – тот, что был установлен до ремонта у нас:

 

 

Dualogic_repair_500-_8

 

Дальше мы уже ничему не удивлялись: потенциометр износа сцепления был поломан и в грязи вперемежку с маслом:

 

 

Dualogic_repair_500-_4

 

– в актуаторе системы обнаружился герметик – его попросту положили столько, что при сборке актуатора часть герметика была выдавлена наружу, а часть, соответственно, внутрь:

 

 

Dualogic_repair_500-_7

Ну, и видимо, на десерт и для ощущения значимости работ, проведенных своими золотыми руками, эти спецы заменили рабочий гидроаккумулятор на новый. Хотя после полной чистки, установки необходимых деталей, не замененных ранее, и тщательной сборки на Ital Service старый гидроаккумулятор, установленный на свое место, работал на 100%.

Напоследок – о ремонте гидроблока. Существует ошибочное мнение, что он представляет собой банальную замену манжетов. И как-то совершенно не говорится о том, что помимо чистки и проверки герметичности системы в него же входит замер и шлифовка каналов, проверка работы клапанов, проверка производительности насоса…

Словом, не забывайте золотое правило: бесплатный сыр – только в мышеловке. И если кто-то создал систему, делающую ежедневную езду более удобной – а при желании и азартной – то чтобы и дальше получать удовольствие от езды, а не мучаться, систему неплохо бы вовремя обслуживать. Естественно, у тех, кто имеет для этого необходимый опыт, навыки и оснащение.